155 лет со дня рождения композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866 -1900)

Василий Калинников

«…Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения… сердечность и непосредственность были ему действительно присущи. Это Кольцов русской музыки, с той разницей, что родиной его была не Воронежская, а Орловская область» – академик Асафьев.

В этом году отмечается юбилей Василия Сергеевича Калинникова – талантливого русского композитора, жившего и творившего в последних десятилетиях XIX века. В то время русская культура была на подъеме, великие люди, такие как П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, С. Рахманинов, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Блок, создавали свои творческие шедевры. И в этом бурном вихре появились первые нотки чистой и поэтичной музыки Василия Калинникова, которая сразу покорила слушателей и известных музыкантов своей искренностью, красотой мелодий, сердечностью.

Детство, юность, годы учения (1866—1892).

Василий Сергеевич Калинников родился 1 января в селе Воины Мценского уезда Орловской губернии, где отец служил мелким чиновником. Будущий композитор с ранних лет начал впитывать музыкальные впечатления. Его отец был большим любителем музыки, и в доме много музицировали: пели народные песни, популярные романсы в сопровождении гитары. Именно он привил любовь к музыке своим детям, которые, как только подросли, стали принимать участие в домашних концертах.

Самым музыкальным в семье был старший сын — Василий. Имея прекрасный голос, он пел в церковном хоре. На талантливого мальчика обратил внимание земский врач села Воины А. В. Евланов, страстный любитель музыки. Он обучил Калинникова нотной грамоте, игре на скрипке и маленькой фисгармонии (фортепиано в селе не было) и способствовал расширению его музыкального и общего кругозора.

В 1878 году семья Калинниковых переехала в город Орел. Отец по болезни вынужден был оставить службу. Двух старших сыновей удалось определить на бесплатные места в духовное училище, так как родители композитора происходили из духовного сословия.

Четырнадцати лет Калинников окончил училище и поступил в орловскую духовную семинарию, в которой проучился ещё четыре года. Чтобы не быть бременем для семьи, он старался заработать на жизнь собственным трудом: переписывал ноты, давал грошовые уроки, работал в качестве хорового регента.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u121230/t1509979614at.jpg

Здание бывшей духовной семинарии

Музыка все больше влечет к себе юношу, и он использует все возможности, чтобы заниматься ею. С первых дней пребывания в семинарии Калинников, несмотря на юный возраст, становится во главе семинарского хора. Вскоре этот хор стал лучшим в Орле. Калинников выступал с хоровыми концертами в Орле и близлежащих уездных городах, делал для этих концертов переложения народных песен. В Орле он впервые услышал оркестр, игравший в городском саду и несмотря на невысокий уровень исполнения этого оркестра, молодой музыкант был потрясен до слез новым для него звучанием.

Не получив в детские и юношеские годы систематического музыкального образования, Калинников рано впитал много ярких музыкальных впечатлений, которые отразились впоследствии в его творчестве и определили характерный для него круг образов. Знакомство с детских лет с народной песней, сознательное и углубленное проникновение в нее в процессе занятий с хором, несомненно, оказали влияние на формирование его мелодического стиля. Жизнь в селе, в глухих уголках Орловского края, способствовала пробуждению в нем творческого воображения и любви к родине. Детство и юность композитора прошли в местности, воспетой Тургеневым. Имение писателя Спасское-Лутовиново находилось поблизости от села Воины, и Калинников в детстве бывал там с отцом. Наезжая время от времени в Воины уже в зрелые годы, он часами бродил по любимым местам, упиваясь очарованием родной русской природы, которая не случайно ассоциировалась у него с творчеством автора «Записок охотника».

Во вступлении к неоконченной опере «В 1812 году» Калинников, по собственным словам, стремился «передать то настроение от чисто русского пейзажа, которое так чудесно выражено Тургеневым» в одном его стихотворении. Первое оркестровое произведение композитора — симфоническая картина «Нимфы» — было написано на сюжет одноименного стихотворения в прозе Тургенева.

С юности увлекался он также древнерусским богатырским эпосом и восхищался «Словом о полку Игореве», которое тоже связывалось у него с реальными впечатлениями от древних городов Орловского края, например, Трубчевска, где он бывал.

Придя к твердому решению стать музыкантом, Калинников, по окончании в 1884 году семинарии, едет в Москву и поступает в консерваторию, в которой к его великому сожалению он смог проучиться всего один год, так как на дальнейшее обучение у него не хватило средств.

Но это препятствие не остановило юношу: он поступил в московское Филармоническое училище на два отделения одновременно — композиторское и отделение духовых инструментов (по классу фагота), что давало ему право на бесплатное обучение.

Фагот

Калинников с жадностью и энергией, присущими молодости, отдается учебе. Он проходит курс гармонии у С. Н. Кругликова, контрапункт и фугу у А. А. Ильинского, оркестровку и сочинение у П. И. Бларамберга. Из учителей Калинникова наибольшее значение для его музыкального развития имел Кругликов, превосходный, образованный музыкант, талантливый критик, друг Римского-Корсакова. Он привил своему ученику глубокий интерес и любовь к русской музыке, особенно к творчеству «кучкистов». Кругликов сразу оценил выдающееся дарование Калинникова и полюбил его. У композитора до последних дней сохранились дружеские отношения с учителем; сердечное участие и забота Кругликова не раз облегчали его положение в тяжелые дни.

Семен Николаевич Кругликов

Семен Николаевич Кругликов.

Годы учения были годами трудного испытания физических и нравственных сил Калинникова. Занятия на двух отделениях требовали много времени и энергии. Одновременно необходимо было зарабатывать на жизнь, так как присылаемых отцом денег не хватало. Молодой музыкант, отрывая время от занятий, играет на фаготе в различных частных оркестрах, расписывает оркестровые партии, делает разные переложения.

Одновременно с музыкальными занятиями композитор много и упорно занимается самообразованием. Его влекут различные области знания: он посещает в университете лекции по русской истории, интересуется естествознанием, читает много художественной литературы.

В молодые годы С 1887 года, узнав о тяжелом положении семьи, он совсем отказался от помощи отца, но в тоже время считал своим долгом помочь получить музыкальное образование младшему брату Виктору, которого взял на свое попечение. (Виктор Сергеевич Калинников тоже стал впоследствии композитором и получил известность благодаря хоровым произведениям.)

Тогда в жизни Василия Калинникова начался весьма сложный период, который продолжался до конца его дней. Отказавшись от финансовой поддержки семьи, ему пришлось самому зарабатывать себе на существование. Несмотря на то, что занятия в училище и студенческом оркестре занимали много времени, Калинников постоянно искал подработку. Такая тяжёлая жизнь не могла не отразиться на здоровье молодого человека. В 1887 году, устроившись на работу в оркестр музыкально-драматического театра «Парадиз», ему приходилось много часов просиживать на репетициях в холодном помещении. В результате у Василия возникло серьёзное лёгочное заболевание, которое и привело его впоследствии к ранней смерти.

Болезнь и нестабильное материальное положение сильно омрачали жизнь Калинникова, однако судьба одарила его счастливым браком. Василий Сергеевич женился на дочери священника Софье Ливановой, которая безгранично любила своего мужа, вдохновляла на творчество и во всём ему помогала.

СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО. КОМПОЗИТОР ВАСИЛИЙ КАЛИННИКОВ., изображение №12

В Филармоническом училище Калинников выделяется как один из самых талантливых учеников. Написанные им в ученические годы сочинения говорят о недюжинном даровании. Его творческий наставник Кругликов во всём поддерживал своего талантливого воспитанника, который к 1887 году уже являлся автором нескольких опубликованных сочинений. Затем в 1889 году Василий написал симфоническую картину «Нимфы», в 1890 году – кантату «Иоанн Дамаскин» и в 1891 году «Серенаду» для струнного оркестра. С первых творческих шагов определился его интерес к инструментальным жанрам. В 1889 году впервые были исполнены публично произведения композитора: оркестровое Скерцо и симфоническая картина «Нимфы».

Годы творческой зрелости (1892—1900).

В 1892 году Калинников окончил Филармоническое училище. Его выпускной работой была кантата «Иоанн Дамаскин» на текст А. К. Толстого. Пытаясь после окончания училища получить прочный заработок, он участвует в конкурсе на место дирижера в Малом театре, исполнив свою оркестровую сюиту. Здесь произошла его встреча с Чайковским, который был членом конкурсной комиссии. Чайковский тепло отнесся к начинающему композитору и с одобрением отозвался о его сюите. (Калинников всегда с благодарностью вспоминал внимательное и дружелюбное отношение Чайковского). Однако надежды на получение постоянной службы не осуществились. Калинников почти не имел заработка и жил в основном благодаря материальной поддержке друзей. Это угнетало его, но отказаться от нее он не мог.

Между тем болезнь быстро прогрессировала. Мужественно борясь с ней, Калинников все силы отдавал творчеству. В тяжелом состоянии создает он в последние годы жизни свои основные произведения, в том числе две симфонии. Первая симфония, написанная в 1895 году, принесла Калинникову заслуженную славу. Исключительно трудно было молодому композитору, часто прикованному к постели, не имевшему еще ни имени, пи прочных связей в музыкальном мире, добиваться признания своего талантливого произведения. Здесь, как и во многих других случаях, пришел к нему на помощь Кругликов, затративший немало усилий, чтобы добиться исполнения этой симфонии.

Ноты «Симфонии №1» Калинникова

Впервые симфония была исполнена в Киеве в 1897 году и сразу имела исключительный успех. Публика требовала ее повторения в следующем же концерте Русского музыкального общества. После исполнения симфонии дирижер А. Н. Виноградский рассказал слушателям о тяжелой болезни молодого автора и о его бедственном положении. Тут же в течение нескольких минут была собрана довольно большая сумма денег. Это позволило Калинникову зимой того же года поехать лечиться на Французскую Ривьеру. После огромного успеха Первой симфонии в Киеве в том же году она была исполнена в Москве, где тоже прошла блестяще. Этим было положено начало ее широкого признания.

Летом 1897 года, в родных местах Орловской губернии, Калинников закончил Вторую симфонию (ля мажор). В ней, как и в Первой, проходят лирические, жанровые и эпические образы при общем спокойно-повествовательном характере. Во Второй симфонии заметно выросло мастерство автора, проявившееся, в частности, в интересных приемах преобразования основной темы, проходящей во всех частях.

В 1898 году, вскоре после поездки на юг Франции, была написана симфоническая картина «Кедр и пальма». Программой этого произведения послужило стихотворение Гейне (в переводе А. Н. Майкова), неоднократно вдохновлявшее русских композиторов. Замысел симфонической картины основан на ярком противопоставлении двух образов: холодного и величественного кедра на фоне угрюмой северной природы и прекрасной пальмы, связанной с ласковым южным пейзажем. Контраст между картинами сурового севера и сияющего солнечного юга был хорошо знаком композитору, которому не раз приходилось из зимней заснеженной Москвы переноситься в теплые края. Впрочем, содержание «Кедра и пальмы» не ограничивается только пейзажными зарисовками: оно проникнуто глубокими лирическими переживаниями.

Василий Калинников

В конце 90-х годов состояние здоровья Калинникова значительно ухудшилось и лишь в творчестве черпает он нравственные силы для борьбы с болезнью. В это время сочинение было для него единственным источником существования, а чем более обострялась болезнь, тем больше требовалось средств. Кругликов помог Калинникову получить некоторые заказы, в частности на сочинение музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» для постановки в Малом театре. Композитор написал к этому спектаклю семь симфонических номеров, увертюру, четыре антракта и два «шествия». По заказу возникло и последнее произведение Калинникова — Пролог к опере «В 1812 году», либретто к которой было написано С. И. Мамонтовым. Хотя Калинников работал над оперой находясь в безнадежном состоянии, он все же довольно быстро написал большой Пролог оперы. Пролог был поставлен в Частной опере Мамонтова, но композитор, прикованный к постели, уже не смог присутствовать на представлении. Последние дни его жизни были несколько скрашены радостным событием: после долгих хлопот друзей вышла в свет партитура его Первой симфонии.

Калинников скончался в Ялте 29 декабря 1900 года за два дня до своего тридцатипятилетия.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Polikur_cemetery_grave_of_Kalinnikov2.jpg/1024px-Polikur_cemetery_grave_of_Kalinnikov2.jpg

Мемориальная доска на надгробном памятнике В. С. Калинникову с первыми нотами его первой симфонии g-moll, Поликуровский мемориал, Ялта.

Василий Сергеевич Калинников имел неутолимую жажду к творчеству и знаниям. Несмотря на нелегкую судьбу и тяжелую болезнь он смог стать знаменитым не только в России, но и во всем мире.

Работу выполнила студентка 4 курса

отделения «Теория музыки» Нелюба Дарья

Руководитель – преподаватель

Цымбалист Светлана Николаевна.