265 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

265-летие со дня рождения композитора Вольфганга Амадея Моцарта

„Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — это душа гения.“

В.А. Моцарт.

27 января 2021 года исполнилось 265 лет со дня рождения великого австрийского композитора, представителя венской классической школы Во́льфганга Амадéя Мо́царта. Его вклад в мировое музыкальное наследие и музыкальную культуру неоценим.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта оказало огромное влияние на мировую культуру в целом и на музыкальное искусство в особенности. У Моцарта была потрясающая способность к импровизации, отличная память, феноменальный слух. Его произведения признаны вершинами мировой классической музыки. Уникальность творчества Моцарта в том, что он брался за любые существовавшие в его эпоху жанры и формы – и всюду сумел создать шедевры.

Глен Гульд: «На мой взгляд, Моцарт ничему не удивлялся, в этом он был подобен ребенку. Неожиданного в нем мало. В отличие от Бетховена, он и сам не старался никого удивить. Когда Бетховен вводит какую-нибудь внезапную модуляцию, он рассчитывает на эффект, пытается внести в произведение новое содержание, отметить его печатью своей индивидуальности. Моцарт другой: он похож на капризного ребенка, который топает ногами и кричит, что ужинать непременно хочет в постели. Все его сюрпризы такого рода. Время от времени, конечно, и у него встречаются удивительные вещи, но это совершенно не вяжется со всем остальным: в этом-то и состоит его противоположность Бетховену. Моцарт без труда импровизировал, делал все с легкостью, шутя. Он как будто говорил: “Мне кажется, здесь подойдет такая вот маленькая гамма, а там – арпеджио и плевать, если через них я не перейду к следующей идее”. Поэтому у Моцарта через каждые тридцать пять секунд напряжение спадает. Он мечется от идеи к идее, и идеи эти, как правило, блестящие – только между ними много лишнего».

В целом музыка Моцарта яркая, оптимистичная, выразительная и удивительно гармоничная. При этом сам процесс создания произведения протекал у композитора стремительно, он не составлял планов своих сочинений, не делал набросков. Из письма Моцарта к отцу ясно, что музыкант понимал свое предназначение в жизни, он писал:

«Я композитор и рожден быть капельмейстером. Я не имею права закапывать мой талант композитора, которым меня так щедро наградил милостивый Господь».

Гениальность Вольфганга Амадея Моцарта проявилась очень рано: в 4 года он играл на клавесине, скрипке, органе, но самое главное, сочинял музыку. Отец Вольфганга, скрипач и композитор при дворе зальцбургского архиепископа, руководил занятиями сына. Период 1762 – 1771 гг. был одной сплошной гастрольной поездкой по европейским княжеским дворам. Они побывали в Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, Англии. Отец, желал продемонстрировать способности своих детей (Вольфганга и его сестры), сам при этом пел, дирижировал, виртуозно играл на различные музыкальных инструментах, импровизировал. В поездках Моцарт знакомился с музыкой разных стран, осваивал новые для себя жанры.

Первая симфония Моцарта была исполнена в Лондоне в 1764 г., когда ее автору было 8 лет. В Вене Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф. В Италии Моцарт совершенствовался в полифонии, в Милане поставил оперы «Митридат, царь Понтийский» (1770 г.), «Луций Сулла» (1771 г.). В 1770 г. 14-летний Моцарт был награжден папским орденом «Золотая шпора» и избран членом филармонической академии в Болонье. К 19 годам юный Моцарт уже был автором 10 музыкально-сценических произведений, в том числе опер, двух кантат, множества симфоний, концертов, квартетов, сонат, сюит, церковных композиций, арий и прочее.

Возвратясь в Зальцбург, молодой композитор занимался заказами на сочинение духовной музыки, развлекательных пьес, дивертисментов, серенад. Самое известное произведение такого рода – «Маленькая ночная серенада» (1787 г.). Оставаясь в Зальцбурге, Моцарт старался устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже, но безуспешно. Наконец, в 1781 г.  Моцарт порвал с двором архиепископа и перебрался в Вену. Здесь он занимался тем же самым, что и в Зальцбурге. Первые годы в Вене Моцарт создавал для своих «академий» (концертов, организуемых по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром, изучал произведения И.С.Баха, Г.Генделя. С последним Моцарта связывала человеческая и творческая дружба. А придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер Моцарта по своим либретто: «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1788 г.), «Так поступают все» (1790 г.). В Шенбрунне была поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786 г.). Моцарт ставил свои произведения и в Праге – оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита», в Праге же исполнялись три последние симфонии: № 39, № 40 и № 41.

В жанрах церковной музыки Моцарт ориентировался свободно: по долгу службы или на заказ он написал множество месс, мотетов, гимнов, антифонов и т.д. Большинство из них создано в зальцбургский период. К венскому десятилетию относятся только 2 больших сочинения, причем оба не закончены. Это Месса c-moll и Реквием, хотя была и масонская музыка (тоже религиозная по смыслу).

Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу – ее пришлось отложить ради «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». Только после премьеры своей последней оперы композитор целиком сосредоточился на Реквиеме.

Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Он сам умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с быстротой, невиданной даже для него, и всё же гениальное создание осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9.

Внезапная смерть Моцарта породила различные ее версии. По последним данным, самая распространенная версия, связанная с якобы отравлением композитора, не находит своего подтверждения.

П. И. Чайковский сказал:

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки».

Моцарт ушел из жизни в 35 лет, оставив огромное по объему и значению музыкальное наследие, произведения его, думается, будут жить вечно.

Выпуск «Музыкального календаря» подготовила

Студентка отделения «музыкальное искусство эстрады»

Надежда Коваленко. Руководитель – Лисюченко Ю.А.