Вступительные испытания – Оркестровые струнные инструменты

Перечень вступительных испытаний
1. Исполнение сольной программы
2. Музыкально-теоретическая подготовка

Требования к проведению вступительных испытаний для поступающих на отделение

«Оркестровые струнные инструменты»

 

Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе (прошел / не прошел). Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, необходимых для обучения по данной образовательной программе.

 

Приемные требования

  1. Исполнение сольной программы

Поступающие по классу скрипки должны исполнить:

  • двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в подвижном темпе или наиболее лёгкие трёхоктавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе.
  • одну-две мажорные гаммы в двойных нотах в медленном движении в пределах трех позиций.
  • два этюда на различные виды техники из сборников: Крейцер – сборник этюдов для скрипки, Соколовский – этюды (для скрипки), Донт – этюды, сочинение 37 (для скрипки), Мазас – этюды, тетрадь 1 (для скрипки) и др.
  • один из концертов (1-я ч. или 2-я и 3-я ч.): Моцарт, Гайдн, Цельтер (оригинал) и т.д.
  • одну пьесу (напр. Рубинштейн – «Мелодия»: Чайковский – «Грустная песенка»; Кюи – «Непрерывное движение» и др.)

 

Поступающие по классу альта должны исполнить:

  • двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в подвижном темпе или наиболее лёгкие трёхоктавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе.
  • одну-две мажорные гаммы в двойных нотах в медленном движении в пределах трех позиций.
  • два этюда на различные виды техники из сборников: Каспин – сборник этюдов для альта, Соколовский – этюды (для альта), Донт – этюды, сочинение 37 (для альта), Мазас – этюды, тетрадь 1 (для альта) и др.
  • один из концертов (1-я ч. или 2-я и 3-я ч.): Моцарт, Гайдн, Цельтер (оригинал) и т.д. Вивальди соната для альта и скрипки, Марчелло, Верачини, Гендель сонаты,Бенда «Граве»
  • одну пьесу (например, Глиэр сборник пьес, Мендельсон «На крыльях песни», Чайковский «Сентиментальный вальс», Прокофьев «Вальс», Ценцадзе –пьесы для альта и др.)

 

Поступающие по классу виолончели должны исполнить:

  • Трехоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио (трезвучие, квартсекстаккорд, доминантсептаккорд) до четы­рех знаков включительно в умеренном движении Хроматическая гамма
  • Гаммы в двойных нотах в пределах четырех позиций по две-четыре ноты легато в умеренном движении. Штрихи и штриховые комбинации

 

  • Концерт (ч. I или чч. II-III), (например, Корелли А. Соната ре минор, Гендель Г. Концерт До мажор, Грюцмахер Ф. Этюд До мажор, соч. 38, Нельк А. Этюд Ля мажор, соч. 32, Саммартини Дж. Соната Соль мажор, Гендель Г. Концерт си минор)
  • Одну пьесу (например, Александров А. Ария, Амиров Ф.Ария, Аракишвили Д. Грузинская песня, Бах И. С. Ариозо, Бетховен JМенуэт Ля мажор, Бородин А. Серенада, Брандуков А. Ноктюрн, Песня без слов)
  • 2 этюда на различные виды техники (Марк И. Этюды, Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели)

 

Поступающие по классу контрабаса должны исполнить:

  • мажорные гаммы в две октавы (деташе, 2 и 4 легато), ар­педжио трезвучий, квартсекстаккордов (деташе);
  • 2 этюда (например, Бакланова Н. Этюды);
  • пьесу (например, Абако А. Граве, Амиров Ф. Элегия, Андерсон А. Рондо);
  • произведение крупной формы (например, Вивальди А. Концерт Ре минор , Галлиар И. Соната Ля минор, Гардоньи 3. Сюита в старинном стиле, Корелли А. Соната Соль мажор, Марчелло Б. Сонаты; № I Фа мажор № 2 ми ми­нор, № 3 ля минор, № 5 До мажор)

 

 

  1. Музыкально-теоретическая подготовка
  • Сольфеджио (письменно)

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-10 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 3-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, секвенции тональные;
  • пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

 

  • Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование:

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 6, 17, 71, 102 -108 «Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки» (М. Серебряный, 1987г).

Слуховой анализ:

  • Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов.
  • Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
  • Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
  • Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный).
  • Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней – основной вид. Аккордовые последовательности, включающие 6-8 аккордов.

Форма ответа:

назвать функцию аккорда и вид;

спеть аккорды;

Интонационные упражнения: вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

 

  • Элементарная теория музыки (устно)

Устная форма экзамена по музыкально-теоретической подготовке предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Интервалы»; «Аккорды»; «Лад и тональность»; «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Энгармонизм»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

 

Приём документов на обучение начинается 20 июня 2020 г.

НАЧАЛО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ – 01 ИЮЛЯ 2020 г.

При подаче заявления  о приеме граждане Российской федерации  предъявляют следующие документы:

– оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;

– оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации;

– 4 фотографии.

 

Срок предоставления оригинала документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации – до 10 августа 2020 г.

 

ВНИМАНИЕ! Предоставление результатов ОГЭ и ЕГЭ не требуется!