Вступительные испытания – Теория музыки

 

Перечень вступительных испытаний
1. Музыкально-теоретическая подготовка
2. Музыкально-историческая подготовка

Требования к проведению вступительных испытаний для поступающих на отделение «Теория музыки»

 

Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе (прошел / не прошел). Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, необходимых для обучения по данной образовательной программе.

 

Приемные требования

  1. Музыкально-теоретическая подготовка
  2. I. Сольфеджио (письменно и устно)

Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8-12 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (плавный), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

 

Устное испытание по сольфеджио:

  1. Сольфеджирование:

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

  1. Слуховой анализ:

Ступени лада.

  • Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (VIb, VIIb в мажоре и VI#, VII# в миноре);
  • Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре.
  • Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии;
  • Пение фраз или предложений с точным названием звуков;
  • Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада: Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора.

Интервальные последовательности, включающие  8-10 интервалов.

Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано.

 

Аккорды вне лада: Трезвучия: мажорное, минорное с обращениями, увеличенное и уменьшенное в основном виде;

Септаккорды: малый мажорный септаккорд с обращениями; малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный в основном виде.

Аккорды в ладу: Трезвучия главных ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора.

Септаккорды: V с обращениями, VII, П ступеней в основном виде;        Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано.

 

  1. Интонационные упражнения:

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

 

 

  1. II. Элементарная теория музыки (письменно и устно)

 

  1. Письменное испытание по элементарной теории музыки

Вариант примерной письменной работы по Элементарной теории музыки:

 

  1. Продолжить  и  завершить  диатоническую  секвенцию:

             

 

  1. Транспонировать фрагмент    музыкального    произведения    на   б.2  вниз,   выполнить гармонический анализ  (найти, определить и подписать  аккорды):

 

 

  1. Досочинить мелодию  в  форме  периода  на  основе  предлагаемого  начала:

 

 

  1. Определить тональность  и  сделать  правильную  группировку  длительностей  предложенной  мелодии:

 

 

  1. Построить звукоряд  натурального  мажора  и  гармонического  минора,  в

которых  звук  «D»  является  IV cтупенью  лада;

 

  1. От звука «F» написать хроматическую мажорную гамму вверх и вниз;
  2. От звука «A» построить следующие интервалы и аккорды

а) вверх –  м.3,  б.6,  Ум5/3,  ММ7;

б) вниз  –   м.2,  ч.5,  Б5/3,  Ув5/3,  МУм7;

 

  1. От звука «D» построить ув.4 и разрешить её как натуральный и гармонический тритон в мажорных и минорных тональностях.

 

  1. В тональности G-dur построить последовательность аккордов:

 

T6 – II7(гарм.) – D3/4  – T3/5  – S6/4 – УмVII7 – D5/6 – T5/3;

  1. Устное испытание по Элементарной теории музыки

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

«Интервалы»;

«Аккорды»;

«Виды мажора и минора»;

«Кварто-квинтовый круг тональностей»;

«Альтерация»;

«Хроматизм» («Хроматическая гамма»);

«Энгармонизм звуков и интервалов»;

«Тональности первой степени родства»;

«Лады народной музыки»;

«Музыкальные термины».

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

 

  1. Музыкально-историческая подготовка

«Музыкальная литература» – устно

Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С. Баха, И. Гайдна,                В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.

Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.

Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.

На подготовку к ответу отводится 30 минут.

 

Примерный список вопросов

Характеристика творческого облика

И.С.Баха

Ф.Шуберта

Д.Д.Шостаковича

Биографии

И.Гайдна

В.Моцарта
Л.Бетховена
Ф.Шопена
М.Глинки
М.Мусоргского

А.Бородина

Н.Римского-Корсакова

П.Чайковского

С.Прокофьева

 

Музыкальные произведения

И.Бах:  Прелюдия и фуга c-moll

И.Гайдн:  Симфония № 103

И.Гайдн:  Соната e-moll (или D-dur)

В.Моцарт:  Симфония g-moll

Л.Бетховен:  «Патетическая соната»

Л.Бетховен:  5 симфония

Л.Бетховен:  «Эгмонт»

Ф.Шуберт:  «Неоконченная симфония», 1 часть

Ф.Шопен:  Прелюдии

Ф.Шопен:  Мазурки

М.Глинка:  «Иван Сусанин»

М.Мусоргский:  «Борис Годунов»

А.Бородин:  «Князь Игорь»

П.Чайковский:  «Евгений Онегин»

П.Чайковский:  1 или 4 симфония

Н.Римский-Корсаков:  «Снегурочка»

Н.Римский-Корсаков:  «Шехеразада»

С.Прокофьев:  «Александр Невский»

С.Прокофьев:  7 симфония, 1 часть

Д.Шостакович:  7 симфония, 1 часть

 

Обязательной частью вступительного испытания является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.

 

Приём документов на обучение начинается 20 июня 2020 г.

НАЧАЛО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ – 01 ИЮЛЯ 2020 г.

При подаче заявления  о приеме граждане Российской федерации  предъявляют следующие документы:

– оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;

– оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации;

– 4 фотографии.

 

Срок предоставления оригинала документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации – до 10 августа 2020 г.

 

ВНИМАНИЕ! Предоставление результатов ОГЭ и ЕГЭ не требуется!

 

 

Перейти к содержимому