Перечень вступительных испытаний |
1. Музыкально-теоретическая подготовка |
2. Музыкально-историческая подготовка |
Требования к проведению вступительных испытаний для поступающих на отделение «Теория музыки»
Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе (прошел / не прошел). Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, необходимых для обучения по данной образовательной программе.
Приемные требования
- Музыкально-теоретическая подготовка
- I. Сольфеджио (письменно и устно)
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8-12 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (плавный), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.
Устное испытание по сольфеджио:
- Сольфеджирование:
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).
- Слуховой анализ:
Ступени лада.
- Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (VIb, VIIb в мажоре и VI#, VII# в миноре);
- Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре.
- Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии;
- Пение фраз или предложений с точным названием звуков;
- Определение размера. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада: Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора.
Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов.
Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано.
Аккорды вне лада: Трезвучия: мажорное, минорное с обращениями, увеличенное и уменьшенное в основном виде;
Септаккорды: малый мажорный септаккорд с обращениями; малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный в основном виде.
Аккорды в ладу: Трезвучия главных ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора.
Септаккорды: V с обращениями, VII, П ступеней в основном виде; Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано.
- Интонационные упражнения:
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
- II. Элементарная теория музыки (письменно и устно)
- Письменное испытание по элементарной теории музыки
Вариант примерной письменной работы по Элементарной теории музыки:
- Продолжить и завершить диатоническую секвенцию:
- Транспонировать фрагмент музыкального произведения на б.2 вниз, выполнить гармонический анализ (найти, определить и подписать аккорды):
- Досочинить мелодию в форме периода на основе предлагаемого начала:
- Определить тональность и сделать правильную группировку длительностей предложенной мелодии:
- Построить звукоряд натурального мажора и гармонического минора, в
которых звук «D» является IV cтупенью лада;
- От звука «F» написать хроматическую мажорную гамму вверх и вниз;
- От звука «A» построить следующие интервалы и аккорды
а) вверх – м.3, б.6, Ум5/3, ММ7;
б) вниз – м.2, ч.5, Б5/3, Ув5/3, МУм7;
- От звука «D» построить ув.4 и разрешить её как натуральный и гармонический тритон в мажорных и минорных тональностях.
- В тональности G-dur построить последовательность аккордов:
T6 – II7(гарм.) – D3/4 – T3/5 – S6/4 – УмVII7 – D5/6 – T5/3;
- Устное испытание по Элементарной теории музыки
Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Интервалы»;
«Аккорды»;
«Виды мажора и минора»;
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Альтерация»;
«Хроматизм» («Хроматическая гамма»);
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
- Музыкально-историческая подготовка
«Музыкальная литература» – устно
Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).
Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С. Баха, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.
Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.
Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.
На подготовку к ответу отводится 30 минут.
Примерный список вопросов
Характеристика творческого облика
И.С.Баха
Ф.Шуберта
Д.Д.Шостаковича
Биографии
И.Гайдна
В.Моцарта
Л.Бетховена
Ф.Шопена
М.Глинки
М.Мусоргского
А.Бородина
Н.Римского-Корсакова
П.Чайковского
С.Прокофьева
Музыкальные произведения
И.Бах: Прелюдия и фуга c-moll
И.Гайдн: Симфония № 103
И.Гайдн: Соната e-moll (или D-dur)
В.Моцарт: Симфония g-moll
Л.Бетховен: «Патетическая соната»
Л.Бетховен: 5 симфония
Л.Бетховен: «Эгмонт»
Ф.Шуберт: «Неоконченная симфония», 1 часть
Ф.Шопен: Прелюдии
Ф.Шопен: Мазурки
М.Глинка: «Иван Сусанин»
М.Мусоргский: «Борис Годунов»
А.Бородин: «Князь Игорь»
П.Чайковский: «Евгений Онегин»
П.Чайковский: 1 или 4 симфония
Н.Римский-Корсаков: «Снегурочка»
Н.Римский-Корсаков: «Шехеразада»
С.Прокофьев: «Александр Невский»
С.Прокофьев: 7 симфония, 1 часть
Д.Шостакович: 7 симфония, 1 часть
Обязательной частью вступительного испытания является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.
Приём документов на обучение начинается 20 июня 2020 г.
НАЧАЛО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ – 01 ИЮЛЯ 2020 г.
При подаче заявления о приеме граждане Российской федерации предъявляют следующие документы:
– оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;
– оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации;
– 4 фотографии.
Срок предоставления оригинала документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации – до 10 августа 2020 г.
ВНИМАНИЕ! Предоставление результатов ОГЭ и ЕГЭ не требуется!