160 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева

 

«Имя Андреева – как русский национальный гимн.

Услышав его, каждый русский должен встать».

В. Гаврилин.

Василий Васильевич Андреев – создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Он вошел в историю как виртуоз игры на балалайке. В двадцатилетнем возрасте начал работать над усовершенствованием русских народных инструментов. Благодаря подвижнической деятельности В. Андреева народные инструменты стали популярны не только в России, но и снискали широкую известность в Европе. Интерес к его оркестру объяснялся неслыханной ранее новизной звучания и высоким исполнительским мастерством артистов. Сам В. В. Андреев получил официальное признание на Родине лишь после оглушительного успеха гастролей за рубежом в период 1898 – 1918 гг. Гастроли не ограничивались странами Европы, в расписании турне – Канада, США. В 1911 году в Соединенных Штатах вышла пластинка с записями Великорусского оркестра.

C:\Users\Виктор\Desktop\Андррев1.jpg

Родился Василий Андреев 3 января 1861 года в городе Бежецке Тверской губернии, в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии. Когда мальчику исполнилось два года, умер отец и все заботы по воспитанию маленького Васи взяла на себя его мать – умная, образованная женщина. Мальчик счастливо сочетал в себе лучшие качества своих родителей: от матери унаследовал музыкальность, темперамент, доброту и романтический склад души; от отца – энергию, предприимчивость и волю.

Музыкальные способности проявились у ребенка рано. Однажды пятилетнего Васю застали в людской с гармошкой в руках. Увлечение «неподобающим» инструментом привело воспитателей в ужас, инструмент был изъят, но с этого дня мать решила, что стоит обучать мальчика музыке. Последующие занятия на фортепиано не охладили интереса юного музыканта к гармонике.

Известно, что в студенческие годы юноша усиленно занимался также на скрипке, а его учителем был Н. В. Галкин, будущий дирижер Александрийского театра и профессор Петербургской консерватории. Занятия под руководством такого музыканта имели очень важное значение: у Андреева формируются определенные понятия о системе обучения игре на инструменте. Все это он успешно применил впоследствии.

Деревенский музыкант-левша Антип Васильев Летом 1883 года Василий впервые услышал, как деревенский работник старик Антип играл на самодельной балалайке песню «Вдоль по Питерской». Игра сельского виртуоза глубоко заинтересовала Андреева. Вот что рассказывал об этом: «Меня прежде всего поразила в балалайке примитивность ее конструкции, оригинальная форма и приемы игры. Отобрав у Антипа балалайку, я прежде всего ознакомился с ее строем, затем стал работать целыми днями над техникой и изучением приемов игры».

Большое влияние на формирование личности Андреева имела еще одна встреча – с балалаечником-любителем помещиком Александром Степановичем Паскиным. У него будущий музыкант научился многим новым исполнительским приемам.

Долгие часы проводит Андреев за расчетами и чертежами, решив усовершенствовать инструмент, ищет новые приемы игры, но ощутимого движения вперед нет. Наконец, после долгих раздумий, с согласия и благословения матери, 23-летний Андреев решает поехать в Петербург, где долгое время безуспешно обращается к известным музыкальным мастерам с просьбой сделать ему усовершенствованную балалайку. Один из них с условием «нигде и никому о том не рассказывать» соглашается изготовить концертный инструмент.

Первая балалайка Краткая биография Андреева Творчество В.Андреева История балалайки

Первая балалайка, сделанная мастером В. В. Ивановым в 1885 году, имела передвижные жильные лады и была далека от совершенства, но тем не менее позволила Андрееву выступать с ней на любительских вечерах.

В печати первое упоминание о деятельности В. В. Андреева относится к 1886 году. И если в самом начале на игру В. В. Андреева смотрели как на чудачество, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее.

Василий Васильевич Андреев Отдельные обозреватели и критики справедливо связывали игру В.В. Андреева на народных инструментах с общим интересом к разного рода проявлениям национальной культуры. Не случайно в тот период в Петербурге возникали многочисленные объединения в виде народных хоров и капелл.

Проходит сравнительно немного времени, и имя В. В. Андреева в столице у многих на устах. Он – неизменный участник великосветских раутов, на которых блистает актерскими и музыкальными способностями, играет на балалайке и гармонике. Газета «Кронштадтский вестник» № 48 от 26 апреля 1887 года сообщала: «Есть люди, которых природа одарила замечательными способностями. Таким счастливцем-баловнем, несомненно, является некто г. Андреев…».

Дальнейшие выступления В. В. Андреева вызвали доброжелательные отклики: «В высшем обществе обратил на себя всеобщее внимание также г. Андреев, любитель, неподражаемо играющий на балалайке. Национальный инструмент под рукой г. Андреева положительно неузнаваем».

В.Андреев получает, таким образом, большую моральную поддержку. Он заказывает известному музыкальному мастеру Ф. С. Пасербскому новую балалайку, сначала пятиладовую, а вскоре и хроматическую, двенадцатиладовую. Появление хроматической балалайки открывает новые исполнительские горизонты, и, по существу, именно с этого момента начинается история возрождения народного инструмента в новом его качестве. В. В. Андреев очень серьезно и много работает над его освоением и повышением своего исполнительского мастерства.

Великорусский оркестр 1910 год После этого следует целая серия концертов, и новая балалайка в руках Андреева начинает завоевывать аудиторию. Однако, одними концертами решить эту задачу, безусловно, было нельзя. Андреев решает создать руководство для игры на балалайке. К этой цели он склоняет известного издателя П. К. Селиверстова, совместно с которым была выпущена в 1887 году первая «Школа игры для 5-ти ладовой балалайки», наиболее распространенной в тот период. Почти семь лет это пособие было единственным в России и сыграло большую роль в деле популяризации и распространения инструмента в широких слоях населения.

В. В. Андреев стремится к признанию и известности. Он выступает как рассказчик, танцор, исполнитель на многих инструментах, а также неизменно играет… на балалайке и гармонике. Его выступления встречали по-разному. Большинство музыкантов-профессионалов, высоко оценивая виртуозность, технику и музыкальную одаренность Андреева, все же отказывалось признавать «музыкальную правоспособность» балалайки.

Первые официальные сольные выступления в концертах и разного рода благотворительных вечерах, первое признание пробудили у Андреева мысль о создании кружка, о привлечении сторонников и последователей.

C:\Users\Виктор\Desktop\WFqisgBGekU.jpg

В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в «Великорусский оркестр», названный так Андреевым по составу народных инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии или древнему государству Московскому.

Концертные поездки Андреевского оркестра по городам Европы и Америки превратились в подлинно триумфальное шествие. Благодаря деятельности Андреева, русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран. Повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью.

Кружок любителей игры на балалайках во Франции в 1892 году Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, создание русского народного оркестра по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Андреев так организовал игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика стала говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.

В.В. Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке, а сам был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Его 150 солдат-балалаечников великолепно сыграли народные песни на концерте в Петербурге, а сводный оркестр балалаечников достиг 200 с лишним человек!

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

Репертуар оркестра с первых лет отличался широтой и разнообразием. Наряду с русскими народными песнями и танцами он включал произведения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна, крупнейших мастеров западной музыки.

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева.

C:\Users\Виктор\Desktop\maxresdefault.jpg

Насчитывается около 40 произведений В. Андреева для балалайки и фортепиано.

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/1862648/market_F-8AxGUrc4M77HFYv0qQmA/200x200 Вальс Орхидея Василий Андреев 1902.jpg

Андреев В.В. “Избранные пьесы для балалайки и фортепиано.”

Орхидея, вальс В. Андреева, ноты, Санкт-Петербург, Циммерман.

Умер Василий Васильевич Андреев в ночь с 24 на 25 декабря 1918 года, похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

Памятник В. В. Андрееву в Бежецке

Памятник музыканту Василию Андрееву в г. Бежецк; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2010 г.

Творческие начинания Василия Васильевича Андреева получили достойное продолжение в России и за ее пределами. Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит его музыка. Тридцать шесть балалаечных оркестров насчитывается сегодня в Соединенных Штатах Америки. Больше ста лет финскому «аналогу» андреевского коллектива, с успехом выступающему на своей родине. Есть русские оркестры в Швеции, Дании и даже в Японии. Во Франции потомки знаменитых российских династий, непременно приходящие на концерты современного Государственного русского оркестра, стоя аплодируют еще до первого взмаха дирижерской палочки, потому что в их генетической памяти навеки запечатлено: «Великорусский оркестр Андреева – это Родина, наша любимая великая Россия»!

C:\Users\Виктор\Desktop\05.jpg

Выпуск «Музыкального календаря» подготовила

студентка IV курса отделения «Теория музыки»

Сергеева Татьяна. Руководитель – Колесникова Н.С.