270 лет со дня рождения Антонио Сальери (1750 г. –1825 г.)

Антонио Сальери

Антонио Сальери – итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений. Сальери был одним из самых известных, признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом.

Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Катарина Кавальери, первая Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта, Анна Мильдер-Хауптман,  первая Леонора в бетховенском «Фиделио», и Каролина Унгер, ставшая первой исполнительницей альтовой партии в Девятой симфонии Бетховена. Многих маэстро обучал бесплатно по причине их бедности. Кроме того, Сальери заботился о вдовах и детях композиторов, которые влачили жалкое существование, создал пенсионный фонд. Устраивал благотворительные концерты. На протяжении 36 лет (1788-1824) занимал пост придворного капельмейстера – один из самых важных в Европе.

Сведений о детстве Антонио Сальери сохранилось немного. Достоверно известно, что родился он в небольшом городке Леньяго, в семье состоятельного торговца – тоже Антонио Сальери. Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел и, как многие сверстники великого композитора, рано почувствовал тягу к искусству.

 Первым наставником Антонио был старший брат Франческо, ученик Дж. Тартини; он обучал будущего композитора игре на скрипке. Уроки игры на клавесине Сальери брал у органиста местного собора Дж. Симони – ученика не менее знаменитого падре Мартини. Мальчик оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкальных инструментов.

В 13 лет Антонио Сальери потерял мать, а потом и отца. Сироту приютил друг семьи сеньор Мочениго, любитель музыки и меценат. Затем на юного музыканта обратил  внимание Флориан Леопольд Гассман, придворный композитор Иосифа II, который и увез Сальери в Австрию. Он дал ему не только музыкальное, но и всестороннее образование. Так итальянец получил  не только возможность учиться, но и стать ярчайшим представителем австрийской музыки.

В столице Австрии А. Сальери начинал свою службу в 1767 году в качестве ассистента Гассмана, в 1769-м получил должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра.  Гассман входил в узкий круг приближённых, с которыми почти ежедневно музицировал император, и ввёл в этот круг Антонио, тем самым положив начало его блестящей придворной карьере.

    Молодой человек небольшого роста, смуглый, с чёрными волосами и чёрными живыми глазами, как описывали его современники, скромный, но в то же время весёлый и общительный, к тому же рекомендованный Гассманом как самый способный из его учеников, быстро завоевал расположение императора..

В Вене композитор знакомится с прославленным итальянским либреттистом, драматургом Пьетро Метастазио, известного своими постановками: «Покинутая Дидона», «Олимпиада», «Милосердие Тита».

 Гассман познакомил Сальери с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Сальери оставался до конца своей жизни, хотя настоящее сближение композиторов состоялось позже.

Королевская академия музыки

О раннем творчестве Сальери известно не многое; биографы установили, что к 20-ти годам он имел в своём активе концерт для гобоя, скрипки и виолончели с оркестром и мессу а капелла. Свою первую оперу, «Весталка», он написал ещё в 1768 или в 1769 году. Но сочинение не сохранилось, и известно о нём лишь то, что это была небольшая итальянская опера для четырёх голосов и хора.

Первый успех пришёл к Сальери уже в 1770 году, когда вместо Гассмана, занятого другим заказом, ему пришлось сочинить для рождественского карнавала оперу-буффа «Образованные женщины». Написанные в течение следующих трёх лет оперы-буффа «Венецианская ярмарка» и «Трактирщица», а также «героико-комическая» «Похищенная бадья» закрепили его успех в Вене и в считанные годы завоевали европейскую популярность.

Среди ранних опер Сальери особняком стоит барочная «Армида» (1771), по поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим», — уже не комическая опера, а настоящая музыкальная драма. В 1774 году она была поставлена в далёком Петербурге придворным капельмейстером Томмазо Траэттой, — при том, что придворные капельмейстеры обычно исполняли только собственные сочинения.

Много времени и сил А. Сальери отдавал педагогической и общественной деятельности. В течение нескольких десятилетий, с 1777 по 1819 год, он был постоянным дирижёром, а с 1788 года и руководителем Венского музыкального общества, главной целью которого изначально было регулярное, 4 раза в год, проведение благотворительных концертов в пользу учреждённого обществом пенсионного фонда для вдов и сирот венских музыкантов. Это общество, основанное в 1771 году Ф. Л. Гассманом, сыграло исключительно важную роль в музыкальной жизни не только Вены, но и всей Европы, положив начало публичным концертам.
 Собирая немалые средства в пенсионный фонд, концерты общества, с участием симфонического оркестра, хоровой капеллы и солистов, одновременно знакомили публику с новыми сочинениями и не давали ей забыть старые шедевры: в концертах звучали произведения Г. Ф. ГенделяК. Диттерсдорфа, Й. Гайдна, Моцарта, Бетховена и многих других композиторов. Нередко они становились стартовой площадкой для молодых талантливых исполнителей. Фонду вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния.
Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы. Скульптор Л. Ф. Шабо.

С 1813 года он входил в комитет по организации Венской консерватории и возглавил её в 1817 году, тогда ещё под названием Певческой школы.

В зрелые годы действительный статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями с самых разных сторон: он был членом Шведской Академии наук, почётным членом Миланской консерватории, Наполеон ввёл его во Французскую Академию (в качестве иностранного члена), а окончательно вернувшиеся в 1815 году Бурбоны наградили Орденом Почётного легиона.

 «Величайший музыкальный дипломат» Сальери предпочитал не высказываться о сочинениях своих современников — за исключением Глюка, чьё творчество было для него, по свидетельствам учеников, путеводной звездой, — и никто в действительности не знает, какие чувства вызывали у него оперы Моцарта. Г. Аберт считал, что Сальери, «вовлечённый в фарватер высокой музыкальной драмы», не мог не отмежеваться от Моцарта и его искусства, их различное отношение к Глюку препятствовало какому бы то ни было духовному сближению. Но если он и испытывал ревность — по поводу успеха «Похищения из сераля», то в феврале 1786 года получил удовлетворение, когда его одноактная опера «Сначала музыка, а потом слова» победила в прямом состязании с «Директором театра» Моцарта.

Последние годы жизни композитора были омрачены сплетней о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу» и в октябре 1823 года просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром.

В 1804 году Сальери написал Реквием для собственных похорон. Однако они состоялись только спустя 21 год после окончания работы над заупокойной мессой.  Мотивы этого странного поступка неизвестны.

Kyrie из «Реквиема» А. Сальери.

 

Уподобляясь Гийому Дюфаи, завещавшего исполнить во время заупокойной службы собственную обработку Ave regina celorum, Сальери, без видимых на то причин, преждевременно думал о смерти и посвятил этим размышлениям крупное произведение для четырех солистов, хора и оркестра. Рудольф Ангермюллер полагал, что таким образом Сальери прощался со своей принадлежностью к светской музыке. После многочисленных успешных опер он принял решение вернуться к истокам – церковным сочинениям.

Фрагмент Оратории Сальери

О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых смог вовремя увидеть. Среди его учеников – известные всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт.

Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что учитель поощрял все самое «ясное и святое». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.

Композитор умер 7 мая 1825 года и был похоронен на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. «За гробом, – писал Игнац фон Мозель, – шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствующие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки». В 1874 году останки были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

     Учеником Сальери был и Франц Шуберт, чей талант опытный педагог разглядел, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной капелле, и взял его к себе на бесплатное обучение. Шуберт посвятил учителю Десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова И. В. Гёте и три струнных квартета. В своём дневнике он охарактеризовал Сальери как «художника, который, руководимый Глюком, познал природу и сохранил естественность, несмотря на противоестественное окружение нашего времени».

В 1816 году, когда в Вене широко отмечалось 50-летие пребывания Сальери в австрийской столице, Шуберт посвятил учителю небольшую кантату на собственный текст:

Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен богу ты во всём,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!
Театр Сальери в Леньяго, на родине композитора,
где ежегодно проводятся посвящённые ему фестивали.

Выпуск «Музыкального календаря»

                                                                                   подготовила студентка 4 курса

 отделения «Теория музыки»

Латовина Александра.   Преподаватель –  Колесникова Н. С.