![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie.png)
Антонио Сальери – итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений. Сальери был одним из самых известных, признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом.
Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Катарина Кавальери, первая Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта, Анна Мильдер-Хауптман, первая Леонора в бетховенском «Фиделио», и Каролина Унгер, ставшая первой исполнительницей альтовой партии в Девятой симфонии Бетховена. Многих маэстро обучал бесплатно по причине их бедности. Кроме того, Сальери заботился о вдовах и детях композиторов, которые влачили жалкое существование, создал пенсионный фонд. Устраивал благотворительные концерты. На протяжении 36 лет (1788-1824) занимал пост придворного капельмейстера – один из самых важных в Европе.
Сведений о детстве Антонио Сальери сохранилось немного. Достоверно известно, что родился он в небольшом городке Леньяго, в семье состоятельного торговца – тоже Антонио Сальери. Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел и, как многие сверстники великого композитора, рано почувствовал тягу к искусству.
Первым наставником Антонио был старший брат Франческо, ученик Дж. Тартини; он обучал будущего композитора игре на скрипке. Уроки игры на клавесине Сальери брал у органиста местного собора Дж. Симони – ученика не менее знаменитого падре Мартини. Мальчик оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкальных инструментов.
В 13 лет Антонио Сальери потерял мать, а потом и отца. Сироту приютил друг семьи сеньор Мочениго, любитель музыки и меценат. Затем на юного музыканта обратил внимание Флориан Леопольд Гассман, придворный композитор Иосифа II, который и увез Сальери в Австрию. Он дал ему не только музыкальное, но и всестороннее образование. Так итальянец получил не только возможность учиться, но и стать ярчайшим представителем австрийской музыки.
В столице Австрии А. Сальери начинал свою службу в 1767 году в качестве ассистента Гассмана, в 1769-м получил должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Гассман входил в узкий круг приближённых, с которыми почти ежедневно музицировал император, и ввёл в этот круг Антонио, тем самым положив начало его блестящей придворной карьере.
Молодой человек небольшого роста, смуглый, с чёрными волосами и чёрными живыми глазами, как описывали его современники, скромный, но в то же время весёлый и общительный, к тому же рекомендованный Гассманом как самый способный из его учеников, быстро завоевал расположение императора..
В Вене композитор знакомится с прославленным итальянским либреттистом, драматургом Пьетро Метастазио, известного своими постановками: «Покинутая Дидона», «Олимпиада», «Милосердие Тита».
Гассман познакомил Сальери с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Сальери оставался до конца своей жизни, хотя настоящее сближение композиторов состоялось позже.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-1.png)
О раннем творчестве Сальери известно не многое; биографы установили, что к 20-ти годам он имел в своём активе концерт для гобоя, скрипки и виолончели с оркестром и мессу а капелла. Свою первую оперу, «Весталка», он написал ещё в 1768 или в 1769 году. Но сочинение не сохранилось, и известно о нём лишь то, что это была небольшая итальянская опера для четырёх голосов и хора.
Первый успех пришёл к Сальери уже в 1770 году, когда вместо Гассмана, занятого другим заказом, ему пришлось сочинить для рождественского карнавала оперу-буффа «Образованные женщины». Написанные в течение следующих трёх лет оперы-буффа «Венецианская ярмарка» и «Трактирщица», а также «героико-комическая» «Похищенная бадья» закрепили его успех в Вене и в считанные годы завоевали европейскую популярность.
Среди ранних опер Сальери особняком стоит барочная «Армида» (1771), по поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим», — уже не комическая опера, а настоящая музыкальная драма. В 1774 году она была поставлена в далёком Петербурге придворным капельмейстером Томмазо Траэттой, — при том, что придворные капельмейстеры обычно исполняли только собственные сочинения.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-2.png)
Собирая немалые средства в пенсионный фонд, концерты общества, с участием симфонического оркестра, хоровой капеллы и солистов, одновременно знакомили публику с новыми сочинениями и не давали ей забыть старые шедевры: в концертах звучали произведения Г. Ф. Генделя, К. Диттерсдорфа, Й. Гайдна, Моцарта, Бетховена и многих других композиторов. Нередко они становились стартовой площадкой для молодых талантливых исполнителей. Фонду вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-4.png)
С 1813 года он входил в комитет по организации Венской консерватории и возглавил её в 1817 году, тогда ещё под названием Певческой школы.
В зрелые годы действительный статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями с самых разных сторон: он был членом Шведской Академии наук, почётным членом Миланской консерватории, Наполеон ввёл его во Французскую Академию (в качестве иностранного члена), а окончательно вернувшиеся в 1815 году Бурбоны наградили Орденом Почётного легиона.
«Величайший музыкальный дипломат» Сальери предпочитал не высказываться о сочинениях своих современников — за исключением Глюка, чьё творчество было для него, по свидетельствам учеников, путеводной звездой, — и никто в действительности не знает, какие чувства вызывали у него оперы Моцарта. Г. Аберт считал, что Сальери, «вовлечённый в фарватер высокой музыкальной драмы», не мог не отмежеваться от Моцарта и его искусства, их различное отношение к Глюку препятствовало какому бы то ни было духовному сближению. Но если он и испытывал ревность — по поводу успеха «Похищения из сераля», то в феврале 1786 года получил удовлетворение, когда его одноактная опера «Сначала музыка, а потом слова» победила в прямом состязании с «Директором театра» Моцарта.
Последние годы жизни композитора были омрачены сплетней о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу» и в октябре 1823 года просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром.
В 1804 году Сальери написал Реквием для собственных похорон. Однако они состоялись только спустя 21 год после окончания работы над заупокойной мессой. Мотивы этого странного поступка неизвестны.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-5.png)
Уподобляясь Гийому Дюфаи, завещавшего исполнить во время заупокойной службы собственную обработку Ave regina celorum, Сальери, без видимых на то причин, преждевременно думал о смерти и посвятил этим размышлениям крупное произведение для четырех солистов, хора и оркестра. Рудольф Ангермюллер полагал, что таким образом Сальери прощался со своей принадлежностью к светской музыке. После многочисленных успешных опер он принял решение вернуться к истокам – церковным сочинениям.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-6.png)
О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых смог вовремя увидеть. Среди его учеников – известные всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт.
Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что учитель поощрял все самое «ясное и святое». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-7.png)
Композитор умер 7 мая 1825 года и был похоронен на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. «За гробом, – писал Игнац фон Мозель, – шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствующие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки». В 1874 году останки были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.
Учеником Сальери был и Франц Шуберт, чей талант опытный педагог разглядел, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной капелле, и взял его к себе на бесплатное обучение. Шуберт посвятил учителю Десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова И. В. Гёте и три струнных квартета. В своём дневнике он охарактеризовал Сальери как «художника, который, руководимый Глюком, познал природу и сохранил естественность, несмотря на противоестественное окружение нашего времени».
В 1816 году, когда в Вене широко отмечалось 50-летие пребывания Сальери в австрийской столице, Шуберт посвятил учителю небольшую кантату на собственный текст:
Лучший, добрейший! Славный, мудрейший! Пока во мне есть чувство, Пока люблю искусство, Тебе с любовью принесу И вдохновенье, и слезу. Подобен богу ты во всём, Велик и сердцем, и умом. Ты в ангелы мне дан судьбой. Тревожу бога я мольбой, Чтоб жил на свете сотни лет На радость всем наш общий дед! |
![](http://skki.ru/wp-content/uploads/2020/11/izobrazhenie-8.png)
где ежегодно проводятся посвящённые ему фестивали.
Выпуск «Музыкального календаря»
подготовила студентка 4 курса
отделения «Теория музыки»
Латовина Александра. Преподаватель – Колесникова Н. С.