Людвиг Минкус
Настоящее имя Людвига Минкуса – Алоизиус Бернхард Филипп. Он родился 23 марта 1826 года в Вене, столице Австрийской империи. По национальности Минкус был евреем. Отец его держал ресторан в Вене и был виноторговцем. В этом же ресторане выступал небольшой оркестр. Маленького Людвига с раннего детства окружала музыка и он с 4-х лет начал заниматься скрипкой. Музыкальное образование получил в Вене. Первое выступление Минкуса состоялось в 8 лет, и очень скоро музыкальные критики признали в нём вундеркинда. В это же время были напечатаны и опубликованы первые произведения для скрипки. Минкус выступал с концертами в различных концертных залах как признанный солист. Сохранились заявки на поездку, в которых есть просьбы посетить Германию, Францию, Англию.
В 1852 году Минкус получил место главного скрипача в Венской королевской придворной Опере, но вскоре отказался от должности и ушёл в отставку. Его отставка была связана с тем, что он принял приглашение от князя Николая Юсупова занять должность дирижёра Крепостного оркестра в Санкт- Петербурге, в России. эту должность Минкус занимал до 1855 года.
С 1856 по 1861 год Минкус работал главным скрипачом в оркестре Московского Императорского Большого театра и совмещать её с должностью дирижёра. В 1855 году состоялось венчание с Марией- Антуанеттой Шварц в Католической Церкви Святой Елены в Санкт- Петербурге.
После открытия Московской консерватории Людвига пригласили быть профессором по классу скрипки, он продолжал выступать как скрипач- в частности играл вторую скрипку на премьере исполнения Струнного квартета №1 П .И. Чайковского. Дебютировал Минкус и как балетный композитор. В 1857 году для частного представления в Юсуповском театре написал балет «Союз Пелея и Фетиды» и музыку для одноактного балета «Два дня в Венеции» для постановки в Большом театре. Минкус был соавтором Эдуарда Дельведе по балету «Пахита», премьера которого состоялась в Париже, в 1864 году.
Для прославленной балерины Марфы Муравьёвой Минкус написал балет «Пламя любви, или Саламандра», поставленный в Большом театре и вскоре для новой парижской постановки, совместно с Лео Делибом был написан балет «Ручей».
И, наконец, в 1869 году был написан балет по произведению Сервантеса «Дон- Кихот». Так началась совместная творческая работа Людвига Минкуса и Мариуса Петипа. Мелодичная, доходчивая, ритмически чёткая, балетная музыка Минкуса служит как бы иллюстрацией внешнего рисунка хореографического спектакля, не раскрывая внутреннего драматизма. Наиболее выразительность музыки воплотилась в балете Минкуса «Фиаметта» или «Торжество любви». Через год после премьеры «Дон- Кихота» Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Мариусом Петипа он создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка».
Контракт Минкуса закончился в 1886 году, и он вышел в отставку. В 1890 году он вернулся в Австрию и прожил оставшиеся годы жизни. В Вене он жил на получаемую в России пенсию, но с началом Первой мировой войны лишился и этого источника дохода. Он пытался писать балеты и ставить их, но были отвергнуты дирекцией Опер театра Густавом Малером, посчитавшем, что Либретто произведений не соответствует современным вкусам. Последние годы жизни Людвига Минкуса прошли в бедности и одиночестве. Его жена умерла в 1895 году. Во время очень холодной зимы 1917 года Минкус заболел пневмонией. Он скончался 7 декабря в 1917 года в возрасте девяносто одного года. У Минкуса не было собственных детей и его пережила только племянница Клара фон Минкус. Могилы композитора не существует, она была уничтожена нацистами в 1939 г. в целях «очищения» кладбища от евреев.
Основные произведения Людвига Минкуса, его балеты:
«Дон-Кихот», «Золотая рыбка», «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино» «Фетида и Пелей», «Фестиваль в маске»,»Дриады», «Рюбезаль»и многие отдельные номера для других балетов.