Коллектив Ставропольского краевого колледжа искусств глубоко скорбит по поводу кончины великолепного музыканта, выдающегося педагога, Заслуженного работника культуры РФ Александра Ивановича Маркова
«Изменения в образовании являются не только следствием, но и необходимым условием дальнейшего общественного развития»
Марков А.И.
Большая часть преподавателей нашего колледжа – его бывшие студенты, окончившие консерватории и вернувшиеся на работу в качестве преподавателей. Многие имеют солидный стаж и опыт работы, некоторые стали заведующими отделениями, руководителями творческих коллективов, имеют почетные звания и награды.
Среди них – лауреат Всесоюзного конкурса, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ Александр Иванович Марков.
В деятельности А.И. Маркова можно выделить три основных направления, связанные с развитием и модернизацией профессионального образования разного уровня. Первое – это деятельность музыканта – исполнителя высокого класса и преподавателя. Оно напрямую зависит от выбранной специальности и позволяет реализовать творческий потенциал. Но, прежде чем эта деятельность станет возможной, необходимо пройти достаточно долгий путь – школа, училище, вуз.
Музыкальные способности и желание учиться музыке Александр унаследовал от отца. Марков Иван Иванович – историк по образованию – хорошо играл на скрипке и фортепиано, пел в церковном хоре. Сына решил обучать игре на баяне. А. Марков с благодарностью вспоминал своих первых учителей: Т.А Павлючук – в музыкальной школе, Н. И. Гончарова и Ю.И. Васильева Ю.И. – в училище. Преподаватель отделения народных инструментов Савцов К.Н настоятельно рекомендовал А. Маркову продолжать обучение в вузе и помог подготовить сложную программу. В составе группы одаренных студентов разных отделений Александр попал на прослушивание в Саратовскую государственную консерваторию. После успешного выступления его пригласил в свой класс заведующий кафедрой факультета народных инструментов. Б.И. Скворцов. В консерватории Александр совмещал занятия по специальности с занятиями спортом. После 3 курса стал участвовать в конкурсах и сыграл сольный концерт в 2-х отделениях. Успешно прошел отбор в консерватории и вошел в десятку лучших исполнителей, претендующих на участие в самом престижном конкурсе баянистов – аккордеонистов в г. Клингентале (Германия).
В 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах А. Марков получил 1-ю премию. Эта награда давала возможность попасть на Международный конкурс в Берлине, но обстоятельства не позволили осуществить задуманное. Служба в рядах вооруженных сил (ракетные войска стратегического назначения) проходила в оркестре Д. А. Осиновского. И здесь А. Марков продолжал свое профессиональное развитие. Он в совершенстве освоил игру на тубе, доказав, что на этом инструменте можно играть виртуозно.
В 2000 году уже в качестве члена жюри А.И. Маркова пригласили на профессиональный Международный конкурс исполнителей на народных инструментах в г. Череповец «Кубок Севера». В состав жюри вошли авторитетные педагоги – профессора музыкальных вузов России и Зарубежья, а продемонстрировать свое мастерство приехали лучшие исполнители из многих стран: России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Польши, Франции, Кипра.
Еще будучи студентом 4-го курса консерватории, А. Марков начинает работать на кафедре народных инструментов, на 5-м курсе ему доверили целый класс. В этом же году он начинает преподавать в Ставропольском музыкальном училище, одновременно являясь солистом Ставропольской краевой филармонии. Работу приходилось совмещать с учебой: подготовив два отделения сольного концерта, А. Марков стал первым ассистентом -стажером на кафедре народных инструментов Саратовской государственной консерватории (1972 г.).
Второе направление деятельности связано с назначением А. Маркова на руководящие должности. Здесь проявились его деловые качества и организаторские способности. 12 лет проработал Александр Иванович заместителем директора по учебной работе в Ставропольском музыкальном училище, а затем был избран его директором.
Где бы ни работал А. Марков, ему всегда приходилось что-то начинать, открывать, организовывать, «пробивать». В 1989 году Крайком партии принял решение об объединении музыкального и культпросвет училища, чтобы исключить дублирование по некоторым специальностям. Свои проекты объединения представили несколько кандидатов, лучшим был признан проект А.И. Маркова, он же стал директором объединенного учебного заведения – Ставропольского краевого училища искусств. Прежде всего, необходимо было улучшить условия проживания будущих преподавателей и работников культуры. На капитальный ремонт закрыли общежитие, хотя с финансированием в это время возникли серьезные проблемы. Кроме того, удалось оборудовать буфет, стоматологический кабинет, изоляторы, классы для самоподготовки и приобрести новую мебель – кровати, столы, стулья, холодильники и т.п. После такого преобразования понятие «культура быта» стало легче внедрять в сознание студентов.
А.И. Марков был одним из инициаторов открытия в Ставропольском музыкальном училище нового отделения – «Музыкальное искусство эстрады» (1990 г.). Благодаря поддержке Кима Назаретова и помощи преподавателей училища Р.Л. Атанесова, А.В. Аракелова и др. удалось возродить в Ставропольском крае проведение джазовых фестивалей.
В 1997 году А.И. Маркова назначают начальником Управления культуры края, а в следующем, 1998 году, после преобразования Управления в Министерство – министром культуры Ставропольского края (1997 – 2001 г.).
Важным шагом в развитии профессионального образования стало открытие факультета искусств в СГУ (1998 г.). Обучение велось по 5-м специальностям: «Актеры театра и кино», «Социально – культурная деятельность», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Сольное и хоровое и народное пение». Для работы были приглашены лучшие специалисты. Выпускники факультета могли получить квалификацию оперный певец, концертно-камерный певец, дирижер, хормейстер, художественный руководитель народно-певческого коллектива, библиотекарь – библиограф, преподаватель и т.д. После окончания срока полномочий в должности министра культуры Ставропольского края по итогам проведенных выборов А.И. Маркова назначают деканом факультета искусств СГУ (2002 г.). В перспективе планировалось открытие на базе СГУ института искусств. К сожалению, после реорганизации университета факультет перестал существовать.
За время пребывания на посту министра культуры сделано было немало. Так, в г. Пятигорске филиал художественного училища преобразовали в Ставропольское краевое училище дизайна (1999 г.), сегодня его по праву называют флагманом дизайнерского образования!
Третья сфера деятельности А.И. Маркова – методическая работа как «…специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя”. Она позволила реализовать весь накопленный ранее опыт.
В 2004 году А.И. Марков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании». В ней дано обоснование педагогических условий использования информационных технологий, разработана модель и алгоритм активизации процесса обучения, а также разработана методика, позволяющая оценить эффективность методов активизации процесса обучения в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства. Этой теме посвящены и отдельные публикации: «Использование информационных образовательных технологий в процессе обучения студентов по специальностям музыкального искусства», «Оценка эффективности процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий», «Информационные технологии в системе музыкального образования», «Дистанционное обучение на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий».
Проблема профессионального образования и его модернизации постоянно находилась в поле зрения А.И. Маркова. Ее разные стороны отражены в статьях: «Проблемы образования в сфере культуры и искусства южного федерального округа», «Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащих», «Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании»: «Модернизация системы высшего профессионального образования обеспечит подготовку конкурентоспособного, востребованного специалиста, который должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, способностью реализовывать свой потенциал в новых условиях».
С 2010 года Александр Иванович возглавлял работу СККИ по методическому обеспечению учебного процесса. Она включает разработку и уточнение учебных планов, программ, учебно-методических комплексов, подготовку документов к лицензированию и аккредитации колледжа, организацию и проведению научно-методических конференций, издание сборников – материалов конференций, организацию ежегодной аттестация преподавателей колледжа и повышения их квалификации. Огромную работу необходимо было провести по освоению стандартов второго (2011 год), а позднее – третьего поколения (2015 год). Много времени и сил заняла разработка УМК: учебно-методический комплекс разрабатывался по каждой дисциплине и включал в себя рабочую программу, календарно-тематический план, сведения об обеспеченности учебниками и учебными пособиями, методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов, а также примерные образцы учебных работ, домашних заданий и т.д.
Начиная с 2003 года, в колледже ежегодно проводятся научно – методические конференции. Материалы конференций публиковались в соответствующих сборниках, ответственным редактором которых был А.И. Марков, он также являлся постоянным членом жюри конкурсов различного уровня, консультировал коллег по разным вопросам, делал компьютерный набор нотного текста и редактировал сборники произведений ставропольских композиторов А.С. Маслова и Е.Ю. Сафроновой.
Александр Иванович внес свой весомый вклад в развитие профессионального образования.