Николай Яковлевич Мясковский
(20 апреля 1881 – 8 августа 1950)
140 лет со дня рождения
Н. Я. Мясковский – российский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР (1946); лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно); доктор искусствоведения (1940); один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908—1949 годах 27 симфоний.
Творчество Н. Мясковского развивалось на протяжении первой половины ХХ века. Ему принадлежит особая роль в становлении советской симфонии. С его именем также связано развитие камерной, особенно инструментальной, музыки. Во многом благодаря Н. Мясковскому, традиции жанра симфонии, выработанные европейскими и русскими классиками, сохранились на стыке двух эпох и получили могучий толчок для развития в будущем.
Симфония прошла в творчестве Н. Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Она отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х годов. Композитору пришлось пройти через тяготы и невзгоды Великой Отечественной войны, а на закате дней испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. В этой сложной, напряженной атмосфере Н. Мясковский сохранил драгоценные качества русского интеллигента – благородство, серьезность, исключительную порядочность, скромность, деликатность в общении.
Николай Мясковский родился 20 апреля 1881 года в крепости Ново-Георгиевск, ныне Модлин (старопольское название) Варшавской губернии в семье военного инженера. После окончания двух классов реального училища в Казани, Николай попал в Нижегородский кадетский корпус, где учился с 1893 по 1895 годы, а затем был переведён в Петербург, во второй кадетский корпус, который окончил в 1899 году.
Музыкальные способности проявились у Н. Мясковского очень рано. В Нижнем Новгороде он занимался по фортепиано с мадам Лятур, прочившей юноше большие успехи. Огромное удовольствие доставляло Николаю пение в хоре кадетского корпуса. В Петербурге он посещает концерты Русского музыкального общества, любительского немецкого оркестра, играет в четыре руки симфонии и увертюры Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шумана, Шуберта, ходит на репетиции ученического оркестра. Собственные сочинения появляются у Николая в 15 лет, а к 18 годам возник первый сборник фортепианных прелюдий.
Окончание кадетского корпуса и почти автоматический перевод в Военно-инженерное училище определили дальнейший этап в военной карьере Мясковского. Он пытался убедить отца в том, что его призвание – музыка, но Яков Константинович приводил в пример Бородина, Кюи, совмещавших служение музыке с далёкой от неё деятельностью, и обещал всячески помогать развитию склонности сына.
В 1902 году Н. Мясковский окончил курс обучения и получил диплом военного инженера. После недолгого пребывания на службе в сапёрной части в Зарайске был переведён в Москву. Перед отъездом на место назначения Мясковский обратился к Римскому-Корсакову с просьбой порекомендовать кого-нибудь в Москве для занятий композицией. Тот, отлично помня свой трудный путь к любимому искусству, порекомендовав обратиться к С. И. Танееву. Однако, Н. Мясковский постеснялся показать свои сочинения известному мастеру. Не имея возможности определить степень подготовки молодого человека, Танеев решил, что надо начать с азов, и направил его для занятий гармонией к Р.М. Глиэру. Помимо этого, начинающий композитор в течении трех лет изучал контрапункт, фугу, форму и оркестровку у И. И. Крыжановского, ученика Н.А. Римского-Корсакова. Наконец, летом 1906 года, будучи уже двадцатипятилетним молодым человеком, Н. Мясковский решился втайне от военного начальства сдать экзамены в Петербургскую консерваторию. В качестве экзаменационного сочинения он представил Сонату до-минор. Его экзаменаторами были Н.А. Римский-Корсаков, А. Глазунов и А. Лядов – позже они стали его учителями.
В первый же год обучения в консерватории завязалась дружба Мясковского с юным Сергеем Прокофьевым (он был на 10 лет моложе), покорившим его своим умением бойко читать с листа. Началось их регулярное совместное музицирование. Вскоре Прокофьев стал показывать Мясковскому все свои новые сочинения, просил высказывать своё мнение о них, а также придумывать пьесам названия. Их дружба продолжалась более 40 лет – до последних дней Николая Яковлевича.
Весной 1907 года Н. Мясковский подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он впервые в жизни почувствовал себя музыкантом.
Первыми опубликованными сочинениями стали романсы на стихи З. Гиппиус. Однако, творческий дебют Мясковского-симфониста состоялся еще в консерваторские годы: его Первая симфония была написана в 1908 году для небольшого оркестра; впервые она
прозвучала 2 июня 1914 года. За симфонией последовала оркестровая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу, Мясковский писал С. Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты – Мрак и Ужас». Очень близка к ней по настроению и симфоническая поэма «Аластор», созданная через три года после «Молчания». Сказку «Молчание» Б. Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.
Н. Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию, показав А. Лядову два квартета. Весной того же года состоялось знакомство Николая Яковлевича с дирижёром К. С. Сараджевым, который стал первым исполнителем многих его сочинений и сыграл большую роль в жизни композитора. 12 июня 1911 года на летней эстраде в Сокольниках состоялось первое исполнение «Молчания».
В августе 1911 года началась музыкально-критическая деятельность композитора. На страницах журнала «Музыка», выходившем под редакцией В. В. Держановского, за три года было напечатано 114 его статей и заметок, посвящённых музыкальной жизни Петербурга, а также новинкам русской и западноевропейской музыки. Сам В. В. Держановский и его жена, певица Е. В. Копосова-Держановская – прекрасная исполнительница вокальных сочинений Мясковского – стали его близкими друзьями.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война надолго отвлекла Мясковского от творчества. В первые же месяцы он был призван в армию и два года провёл на передовых позициях австрийского фронта в чине поручика сапёрной роты Он пережил и наступательные операции, и «стремительное обратное бегство через Галицию в Польшу», и «жуткое продвижение через Полесье». В 1916 году после контузии под Перемышлем Н. Мясковский из действующей армии был переведён на строительство крепости в Ревель (ныне Таллин). Пребывание на фронте, общение с людьми, вместе с которыми он прошёл войну и встретил Октябрьскую революцию, обогатило композитора новыми художественными впечатлениями. Позднее они нашли отражение в Четвертой и Пятой симфониях, сочинённых за три с половиной месяца – с 20 декабря 1917 года по 5 апреля 1918 года.
В 1918 году Н. Мясковского переводят в Москву, где он с тех пор живёт постоянно. В 1919 году он был избран в бюро «Коллектива московских композиторов» и параллельно работал в Музсекторе Государственного издательства, а в 1921 году стал профессором класса сочинения в Московской консерватории, где работал до конца жизни.
Круг московских знакомых Н. Мясковского быстро расширялся. С 1919 года он стал постоянным участником «музыкальных бдений» у П. А. Ламма. Здесь в переложении впервые прозвучали почти все симфонии и другие произведения композитора.
Со второй половине 1920-х годов творчество Н. Мясковского не раз подвергалось резкой критике пропагандистов «Пролетарской культуры». Так было, например, в 1926 году, когда в своём открытом письме сторонники «агитационной музыки» обвинили Николая Яковлевича и его коллег в чуждой идеологии. Но именно в эти годы произведения советского композитора завоёвывают популярность за рубежом. Леопольд Стоковский, исполнивший Пятую симфонию в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке в январе 1926 года, берётся исполнить и Шестую. Пианист Вальтер Гизекинг включил в программу своих цюрихских концертов Четвертую сонату. С.А. Кусевицкий через С. Прокофьева просил у Мясковского нотный материал ещё не изданной Седьмой симфонии, так как планировал исполнить её в Париже.
В 1930-е годы разворачивается общественно-музыкальная деятельность Н. Мясковского. С его именем неразрывно связываются достижения московской школы советских композиторов. Через класс Николая Яковлевича в Московской консерватории прошли более 80 композиторов, среди которых были: Г. Г. Галынин, Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, А. И. и К. С. Хачатуряны, Б. А. Чайковский, В. Я. Шебалин, А. Я. Эшпай и многие другие. Главную педагогическую задачу он видел в том, чтобы развить в ученике его индивидуальные черты, научить мыслить крупными пластами, ощущать форму как процесс, видеть перспективу и итог этого процесса. Н. Мясковский продолжает работать также в редколлегии академических изданий русских композиторов-классиков и активно участвует в консерваторских делах.
В августе 1941 года Николаю Яковлевичу пришлось покинуть Москву. С группой композиторов и профессоров Московской консерватории, среди которых были Ан. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, П. А. Ламм, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. Мясковский был эвакуирован на Северный Кавказ. В г. Нальчике были написаны Двадцать Вторая симфония и Седьмой квартет. Здесь же была начата Двадцать Третья симфония (на кабардинские и балкарские темы). Оркестровку этого сочинения композитор завершал уже в Тбилиси, куда после приближения линии фронта были эвакуированы деятели культуры.
Возвратившись в Москву в конце декабря 1942 года, Н. Мясковский уже больше никогда её не покидал. Культурная жизнь столицы постепенно восстанавливалась. Возобновились занятия в консерватории, возглавить которую было поручено В. Я. Шебалину. В первый год после возвращения из эвакуации были написаны Девятый квартет, посвящённый 20-летию Квартета имени Бетховена, и Двадцать Четвертая симфония памяти В. В. Держановского.
Последние два года жизни Н. Мясковский уединённо и напряжённо работал в своей квартире в Москве (на Сивцевом Бражке) и на даче (на Николиной Горе). В эти годы им были написаны несколько фортепианных сонат, Двадцать Седьмая симфония и Тринадцатый квартет. Вернувшись к своим ранним работам, композитор составил сборник вокальных произведений «Из разных лет».
Самый последний этап жизни Мясковского был омрачён тем, что в 1948 году, на гребне последней волны сталинского террора он, как и Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, был объявлен формалистом и космополитом, что ставило их в положение изгоев. Как ни мужался тогда Николай Яковлевич, но тот вопиющий факт, что композиторы, составлявшие цвет советской музыки, оказались «вне закона», несомненно, ускорил его уход из жизни. Тем более, что предъявить подобные обвинения в адрес Н. Мясковского было чистейшим абсурдом, так как он всегда был глубоко национальным художником и давно уже не выходил за пределы традиционного музыкального языка.
К началу 1949 года Н. Мясковский был очень болен, но отложил операцию, на которой настаивали врачи, так как стремился привести в порядок свои последние сочинения и архив. Николай Яковлевич скончался 8 августа 1950 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Н. Мясковский – один из ведущих представителей мирового симфонизма ХХ века. Он оставил яркое художественное наследие: 27 симфоний и 13 крупных оркестровых композиций, 6 инструментальных концертов и 13 струнных квартетов, 12 сонат для различных инструментов и около 100 фортепианных пьес, 2 кантаты и более 100 романсов. 27 симфоний — это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Двадцать седьмую симфонию, которая стала «лебединой песней» композитора, самому автору услышать не довелось – он ушёл из жизни за несколько месяцев до её первого исполнения. По словам Б. Асафьева, «… ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском».
Выпуск «Музыкального календаря»
подготовила студентка 4 курса
отделения «Теория музыки»
Латовина Александра.
Руководитель – Колесникова Н.С.